Реклама лекарственных средств (далее – ЛС) урегулирована, с одной стороны, общими положениями о рекламной деятельности, с другой, специфическими требованиями фарм права. ФЗ «О рекламе», помимо общих требований, предъявляет к рекламе ЛС повышенные стандарты, что обусловлено социальной значимостью ЛС как объектов гражданского оборота. Кроме того, следует иметь в виду, отдельные положения ФЗ «Об обращении ЛС», являющегося основным источником фармацевтического права. 

Среди предъявляемых требований можно выделить следующие группы.

Общие требования к рекламе товаров

Прежде всего, реклама лекарственного средства должны быть добросовестной и достоверной. Недобросовестной считается реклама, если она содержит некорректные сравнения с другими лекарственными средствами,  информацию, которая может порочить честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов, если она осуществляется под видом рекламы другого товара. Под недостоверной рекламой законодательством понимается несоответствующие реальности факты: несуществующие преимущества перед другими ЛС, а также вымышленные награды, результаты исследований, иные характеристики товара (состав, условия применения, место производства) и т.п.

Требования к рекламе лекарственных средств

Право в фармацевтической деятельности обуславливает вторую группу требований. Цель данных ограничений – обеспечить максимальную безопасность потребителя ЛС. Так, реклама не должна создавать иллюзию ненужности консультации с врачом, гарантировать абсолютную безопасность и эффективность, а также отсутствие побочных эффектов. Реклама не может быть основана на конкретных случаях излечения других больных. Реклама ЛС не может быть обращена к несовершеннолетним, а также содержать такие сведения, которые создают впечатление необходимости применения ЛС у здорового человека. Кроме того, существует ряд обязательных сведений, которые должны быть включены в рекламу ЛС. Прежде всего, среди них стоит выделить обязательное указание на наличие противопоказаний, а также обязательность  ознакомления с инструкцией.

Ограничения на способы распространения рекламы

Прежде всего, стоит рассмотреть рекламу ЛС в сети Интернет. При этом стоит понимать, что не любое размещение информации о ЛС может рассматриваться как реклама. Так, согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, сведения о ЛС, размещённые на официальном сайте производителя или продавца, с целью проинформировать потребителей о предлагаемом ассортименте товаров, без намерения показать преимущество отдельных ЛС перед однородными им, не являются рекламой. В целом же реклама в сети Интернет должна соответствовать общим требованиям, упомянутым выше. Кроме того, особо стоит выделить запрет на рекламу рецептурных ЛС в сети Интернет, так как законодательство содержит закрытый перечень источников, где может быть размещена реклама подобного рода.

Реклама ЛС посредством СМС законодательно не запрещена, однако на практике почти не осуществима, что объясняется как специфическими требованиями к рекламе посредством СМС, так и уже рассмотренными особенностями рекламы ЛС. Так, существуют ограничения на автоматическую рассылку, более того, необходимо получение согласия потребителя на рекламу посредством СМС. Кроме того, очевидно, что включение всей необходимой информации о ЛС сделает СМС сообщение слишком большим, что, в свою очередь, будет влиять на экономическую эффективность рекламы с помощью мобильных сообщений.

Онлайн-заказ услуги

simpleForm2

Клиенты и партнеры