Оборот наркотических средств ограничен в России, как и в других цивилизованных государствах: наркотические и психотропные вещества могут быть использованы исключительно в научных и медицинских целях (Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г.).

Виды деятельности, связанные с наркотическими и психотропными веществами, подлежат обязательному лицензированию. Кроме того, деятельность по легализации предоставления наркотических и психотропных лекарственных средств, предназначенных для гуманитарной помощи (содействия), помощи при чрезвычайных ситуациях и вывоза с территории, в качестве государственной услуги регулируется специальным законодательным актом – Приказом Министерства здравоохранения № 420н от 7 июля 2015 г. (далее – Приказ). Ранее этот вопрос регулировался Приказом Минздравсоцразвития № 265н от 22 мая 2009 г. Новый Приказ регулирует порядок и вводит стандарт предоставления государственной услуги, ограничивает субъектный состав лиц, оказывающих услуги по предоставлению помощи, предусматривает контроль за оказанием подобных государственных услуг, вводит процедуру обжалования действий (бездействий)  должностных лиц и организации.

Субъектный состав

В первую очередь, Приказ закрепляет круг организаций, являющихся   заявителями на предоставление подобных услуг:

  1. Юридические лица, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения РФ или его региональных органов (при наличии соответствующей лицензии). 
  2. Юридические лица, находящиеся в ведении Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (при наличии соответствующей лицензии).

Ранее законодатель не ограничивал в участии иные юридические лица, но к ним предъявлялось основное требование – наличие лицензии.

Подача документов

Из списка необходимых документов, которые следует подать юридическому лицу, исключена копия лицензии. Согласно п. 20 Приказа взамен копии лицензии теперь следует приложить сведения о наличии  лицензии, которые находятся в распоряжении Росздравнадзора. Норма п. 21 сформулирована диспозитивно: с одной стороны заявитель имеет право самостоятельно приложить этот документ, с другой стороны исходя из п. 20 следует, что Росздравнадзор сам должен направить такие сведения. В рамках межведомственного взаимодействия Министерство здравоохранения направляет запрос в Росздравнадзор с целью получения информации о наличии лицензии у заявителя, если сведения не предоставлены заявителем самостоятельно.

Государственные услуги, оказываемые в рамках Приказа Министерства здравоохранения РФ № 420н от 7 июля 2015 г. являются бесплатными.

Сроки

В принятии документов Министерство здравоохранения РФ отказать не может. Предельный срок ожидания в очереди на подачу запроса о предоставлении услуги – 15 минут. Существенно сокращены процессуальные сроки принятия решения о выдаче подтверждения целевого назначения или отказе: на пятый день после подачи документов заявитель должен быть надлежащим образом уведомлен о принятом решении (письменно и с помощью информационно-коммуникационных технологий).

Положительный ответ одновременно размещается на сайте Министерства здравоохранения РФ.  При порче или утрате подтверждения целевого назначения услуг Департамент по обращению организации должен выдать дубликат.

 

Контроль за  оказанием услуг

 

Организация-заявитель должна взаимодействовать с Министерством здравоохранения РФ, промежуточные результаты оказания государственных услуг должны быть открыты и доступны, что должно снизить количество проверок надзорного органа. Несмотря на предполагаемую прозрачность работы, в Приказе предусмотрена весьма широкая автономия Росздравнадзора по осуществлению контроля за полнотой и качеством оказываемых услуг. Закреплен текущий контроль, который осуществляется в ходе всей деятельности, плановый – на основании приказа Министерства здравоохранения, внеплановый – на основании приказа Министерства здравоохранения по жалобе каких-либо лиц. Приказом не установлена юридическая форма выражения результатов проверок, что вызывает множество вопросов по обжалованию результатов проверок или последствия уклонения от исправления выявленных нарушений лицом, оказывающим услуги.

Общественный контроль

Как уже было отмечено, внеплановый контроль проводится на основании приказа по жалобе или ходатайству какого-либо лица. Физические и юридические лица вправе осуществлять контроль посредством получения информации на сайте Министерства здравоохранения, телефонных разговоров, писем и иных форм взаимодействия с органами власти. При обнаружении недостатков или грубых нарушений в ходе оказания услуг или незаконных действий (бездействий) органов власти  лица могут подать жалобу в Министерство здравоохранения РФ. Предмет и порядок подачи жалобы  отражены в п. 55 – 56 Приказа. Примечательно, что перечень обжалуемых действий в досудебном порядке исчерпывающий.

Жалоба (ходатайство) подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней и рассмотрению в срок, не превышающий 15 дней. В том случае, если в ходе рассмотрения жалобы будут выявлены признаки состава  административного правонарушения или преступления, то дело должно быть направлено в прокуратуру. Также Приказом предусмотрена процедура  обжалования решения Министерства здравоохранения РФ.

 

Лилит Маилян,

младший юрист Юридической фирмы «БРАС»