Компетенция ЕАЭС определяется в объемах, которые устанавливаются государствами самостоятельно. На данный момент огромный пласт сфер государственной деятельности находится в ведении ЕАЭС: таможенное регулирование, рынок ценообразования, тарифное регулирование, защита прав потребителей, валютная политика, антимонопольное регулирование, порядок функционирования внутреннего рынка и иные.
Между тем, как и в любой международной организации, должны сохраняться принципы добровольности, равности и защиты интересов каждого государства. Необходимым инструментом обеспечения сбалансированности интересов России как государства и России как участницы ЕАЭС является институт взаимодействия государственных органов власти и органов ЕАЭС.
Ключевым автономным от защиты интересов определенного государства наднациональным органом, обеспечивающим функционирование более 170 функций ЕАЭС, является ЕЭК, решения которого являются обязательными для исполнения. Новым этапом взаимодействия органом государственной власти России и ЕЭК стало Постановление Правительства РФ № 1126 от 21 октября 2015 г., (далее – Постановление) регламентирующее взаимодействие органов исполнительной власти и ЕЭК. Новое Постановление отменило Постановление Правительства РФ № 1027 от 19 июня 2012 г. «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с Евразийской экономической комиссией». Помимо Постановления взаимодействие Правительства РФ и ЕЭК определяются самим Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. и Регламентом работы ЕЭК.
Согласно утвержденному Положению координационным органом, обеспечивающим участие России в мероприятиях, является Министерство экономического развития РФ. Также министерство осуществляет координацию взаимодействия Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств по взаимодействию с иными международными организациями. Кроме того, к компетенции этого министерства относится оценка воздействия проектов поправок к проектам Федерального закона и проектов решений ЕЭК (Постановление Правительства РФ № 437 от 5 июня 2008 г.). Исполнительные органы власти в лице Правительства РФ осуществляют взаимодействие в следующих сферах:
1. Обеспечение по подготовке и согласованию предложений в целях формирования позиции России по вопросам, обсуждаемым ЕЭК, рассмотрению проектов ЕЭК, рассмотрению проектов решения ЕЭК на заседаниях координационных и совещательных органов.
2. Обеспечение информированности Министерства иностранных дел РФ Министерства экономического развития РФ о предстоящих проектах и насущных проблемах не реже 1 раза в квартал.
3. Формирование консультативных органов.
4. Подготовка предложений об отмене, изменении решений ЕЭК, не вступивших в законную силу.
5. Иные административные вопросы.
Позиция России по вопросам, обсуждаемым в ЕЭК, должна быть представлена уполномоченными лицами по запросу ЕЭК. При формировании позиции участвуют министерства по сферам деятельности, Министерство экономического развития РФ, Министерство иностранных дел РФ. Решение о предоставлении позиции должно быть согласовано в течение 10 дней, срок может быть продлен, если существуют причины, препятствующие своевременному рассмотрению. Министерство экономического развития РФ как координатор имеет право не учитывать мнение органов исполнительно власти, если замечания поступили позднее, чем за 6 дней до дня заседания ЕЭК.
Наиболее видимая роль в части непосредственного взаимодействия отведена уполномоченным представителям России при Коллегии Комиссии ЕЭК – консультативным органам. По обращению Коллегии Комиссии к Правительству РФ формируется консультативный орган, состоящий из представителей исполнительного органа власти, к сфере ведения которых относится обсуждаемый вопрос. Кандидатуры уполномоченных представителей должны быть представлены в течение 7 дней со дня получения обращения органа и утверждены Министерством экономического развития РФ. По инициативе Правительства РФ в состав консультативных органов могут быть включены независимые эксперты, представители бизнес-сообщества, научных и общественных организаций. Помимо консультационных органов, которые принимают участие в обсуждении вопросов, в рамках реализации взаимодействия Россия делегирует представителя в Совет Комиссии ЕЭК для принятия участия и отстаивания государственных интересов при обсуждении проектов, который подчиняется непосредственно Президенту РФ и Председателю Правительства РФ. Формирование позиции России по вопросам, обсуждаемым в Межправительственном совете, делегировано тем же органам исполнительной власти: Министерству экономического развития РФ, Министерству иностранных дел РФ и органам, в ведении которых находится обсуждаемый вопрос. Консолидация мнений органов и формирование согласованной позиции России отведено Министерству экономического развития РФ.
Свойственным инструментом взаимодействия всех органов власти является обмен информацией. Россия по запросам ЕЭК предоставляет информацию при условии, что запрашиваемые сведения не содержат государственной тайны, и запрос закреплен подписью председателя ЕЭК или члена Коллегии Комиссии о предоставлении информации. Объем предоставленной информации определяется исключительно Россией в целях сохранения национальной безопасности и интересов государства. Примечательно, что Приказом не определены сроки, форма предоставления информации и иные существенные вопросы.
Кроме того, Приказ предусматривает некую внесудебную форму разрешения вопроса об устранении нарушений России: ЕЭК уведомляет Правительство РФ о выявленных нарушениях исполнения договорных обязательств или решения суда. По результатам рассмотрения уведомления исполнительные органы власти подготавливают доклад. Однако довольно сжато и абстрактно регламентирован порядок взаимодействия в этой части. Ввиду отсутствия указаний на порядок проведения проверок по выявленным нарушениям ЕЭК и их устранения, в дальнейшем возникнут серьезные проблемы в части разрешения вопросов в досудебном порядке. Решения, распоряжения и рекомендации подлежат добровольному исполнению с момента опубликования решения на официальном сайте ЕАЭС или с момента поступления координатору – Министерству экономического развития РФ копии решения. Более подробно данный вопрос урегулирован Приложением № 2 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.