Субъекты среднего и малого бизнеса в государственных закупках
Началом вовлечения и адаптации субъектов малого и среднего бизнеса в предпринимательскую среду стал ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Главным образом, он устанавливает приоритетные направления развития этого сектора, вопросы содействия деятельности организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, предписывает определять формы и виды содействия развитию предпринимательства и т.д. Следует понимать, что политика содействия малому и среднему бизнесу меняется в зависимости от экономического положения, социальных нужд, что отражается на временных программах развития, которые и реализуют установленные названным законом направления. Законодательство в этой части достаточно динамично, но отсутствует системный подход к вопросу получения льгот и возможностей малодоступны большинству предпринимателей.
С объемом экономического роста и производительности законодательство корректирует критерии отнесения субъектов к представителям малого и среднего предпринимательства. Последние изменения были внесены Постановлением Правительства РФ № 702 от 13 июля 2015 г., в соответствии с которыми таковыми являются организации:
- У которых суммарная доля государственного и (или) муниципального участия не превышает 25%.
- Участие иностранных лиц и иных субъектов в организации не превышает 49%.
- Предельная численность работников – 100 человек.
- Предельная выручка за прошедший период без НДС для малых предприятий – 800 млн. рублей, для средних предприятий – 2 млрд. рублей.
Государственные закупки
В дополнение к Постановлению Правительства РФ № 867-р от 29 мая 2013 г., устанавливающему план участия субъектов малого и среднего предпринимательства, принят подзаконный акт, регулирующий порядок мониторинга соответствия планов закупки товаров, услуг, работ законодательству РФ, предусматривающих участие субъектов малого и среднего предпринимательства – Постановление Правительства РФ № 1169 от 29 октября 2015 г.
Регламентированы три ключевых положения:
- о проведении мониторинга планов закупки товаров, работ и услуг, доступ к которым имеют все юридические лица, а также лица, осуществляющие лицензируемую деятельность, на предмет соответствия требованиям законодательства РФ в отношении отдельных заказчиков;
- о проведении оценки соответствия проектов планов закупок (инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств), а также их изменений требованиям законодательства, предусматривающим участие представителей малого и среднего предпринимательства;
- о порядке и сроках приостановки реализации планов закупок.
Мониторинг призвана проводить Корпорация, основной функцией которой исходя из Постановления является проверка соответствия субъектов предпринимательства заявленных требованиям и критериям, а также контроль за соблюдением прав предпринимателей.
Кроме того, издано Распоряжение Правительства РФ № 2258-р от 6 ноября 2015 г., которое сформировало перечень конкретных заказчиков в количестве 35 юридических лиц. Заказчики обязаны на этапе планирования определять объемы закупок товаров, работ и услуг, участниками по которым будут субъекты малого и среднего предпринимательства. Предполагается, что это позволит заранее подготовить финансовую почву, документацию и спланировать участие в государственных и муниципальных закупках. Кроме того, заказчики должны обеспечить годовой объем закупок. Согласно Постановлению при мониторинге заказчик после опубликования проекта плана на официальном сайте государственных и муниципальных закупок заказчик уведомляет об этом Корпорацию, которая в течение 5 рабочих дней проводит мониторинг соответствия проекта закупок установленным в Постановлении и иных актах положениям о доле участия субъектов малого и среднего предпринимательства. В случае выявления несоответствий Корпорация уведомляет заказчика об этом и устанавливает предельный срок доработки проекта в пределах 10 рабочих дней.
Важно отметить, что у Корпорации отсутствует полномочие по приостановлению плана реализации государственных и муниципальных закупок. В случае если заказчик в обозначенные сроки не устранит нарушения и несоответствия, то ФАС РФ на основании отрицательного заключения Корпорации в административном порядке выносит решение о приостановлении плана закупки до тех пор, пока Корпорация не вынесет положительное заключение.
Государственные гарантии и субсидии иностранным компаниям
Государственная поддержка предоставляется в соответствии с национальным режимом России на равных основаниях иностранным организациям и российским организациям, если те соответствуют заявленным законодательным требованиям. Однако уже сейчас предельно ясно, что федеральный бюджет на 2016 г. будет дефицитным, вероятно, не покроет серьезной части расходных обязательств, в связи с чем государство, определив приоритетные направления, решило сократить расходы на образование, здравоохранение и иные сферы.
Были пересмотрены и вопросы финансирования субъектов, предоставление и бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, государственных гарантий. Одновременно ужесточается политика в отношении организаций с участием иностранного элемента (учредитель, доля в уставном капитале, получение финансирования из других государств). Так относительно недавно вступили поправки в ФЗ «О некоммерческих организациях», внесшие понятие «иностранный агент», в отношении которых, главным образом, регламентирован более широкий перечень оснований государственного контроля и ряд особенностей предоставления отчетности о деятельности. Помимо этого одобрен законопроект, запрещающий иностранным агентам участвовать в общественных наблюдательных комиссиях, в том числе сопутствующим в защите прав осужденных. Кроме того, 18 ноября 2015 г. Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила поправки в БК РФ в части предоставления субсидий, бюджетных инвестиций и государственных гарантий иностранным организациям. Министерство финансов РФ считает необходимым ограничить или запретить получение государственного финансирования, софинансирования из бюджетов бюджетной системы, а также государственных и муниципальных гарантий. Законодатели предлагают распространить ограничения на иностранные компании, иностранных агентов, а также оффшорные компании. Наибольшую сложность представляет выявление конечного иностранного бенефициара, в связи с чем предлагается разрешить предоставление таким организациям предоставление государственной поддержки, пока не доказано иностранное участие в деятельности организации. Однако названные ограничения не распространятся на организации, участвующие в программах по поддержке и развитию экспорта (в том числе Внешэкономбанка). Также предлагаются изменения в части ограничения перевода субсидий в иностранную валюту, которые распространятся на все организации, кроме государственных и муниципальных учреждений.
Деятельность иностранных компаний ограничена и иным образом, в частности ограничена закупка лекарственных средств у иностранных организаций. Подобные меры входят в антикризисную программу и предполагают мотивирование российских организаций на развитие производства. Постановление Правительства № 1289 от 30 ноября 2015 г. запрещает государственным и муниципальным органам закупать лекарственные препараты у организаций, производящих их в иностранных государствах (за исключением государств – членов ЕАЭС), если в конкурсе участвуют более двух российских производителей, которые надлежащим образом подали заявки, документации и готовы осуществить поставки лекарственных средств. При этом названный подзаконный акт распространяется только на закупку лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших.
Ранее были внесены изменения в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».