Право граждан на экологическую информацию

Понятие «экологическая информация»

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации человеку гарантируется право на благоприятную экологическую обстановку и право на получение информации о состоянии окружающей среды (так называемое право на экологически значимую информацию). Для понимания содержания нормы стоит рассмотреть объект данного права, т.е. экологическую информацию. Однозначного понимания на сегодняшний день нет. Эталоном могут служить международные акты, правда, не имеющие обязательной силы. Так, в Орхусской конвенции о доступе к информации об окружающей среде (не ратифицирована Российской Федерацией) экологическая информация трактуется как сведения в любой форме (письменная, электронная, аудиовизуальная, и др.) 1) о состоянии окружающей среды (атмосфера, почва, вода, биологическое разнообразие); 2) о факторах, способных влиять на окружающую среду (не только о конкретной деятельности предприятий, но и об экологической политике, планах, государственных программах, а также о затратах на поддержание экологической обстановки); 3) о том, каким образом факторы, указанные выше, могут воздействовать на здоровье. Сходное понимание права на экологическую информацию содержится в Модельном законе СНГ от 06.12.1997, принятом в Санкт-Петербурге. 

В российском законодательстве общего определения не существует, однако есть отдельные упоминания права на получение экологически значимой информации.  К примеру, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предоставляет гражданам право на информацию о загрязнении воздуха и источниках такого загрязнения. КоАП РФ, в свою очередь, отдельно отмечает радиационную обстановку. Однако на всеобъемлемость данные понятия не претендуют. В результате чего суды вынуждены самостоятельно трактовать термин «экологическая информация». Отметим, что сложилось два понимания. В узком смысле – это  сведения о состоянии окружающей среды и о факторах, способных оказывать негативное влияние. В более широком понимании – это не только информация об отрицательном воздействии, но и о принимаемых мерах, цель которых защита окружающей среды.

Право на экологическую информациюгарантируется наличием корреспондирующей ему обязанности. Исходя из толкования различных источников экологического права, мы можем сделать вывод, что обязанность по предоставлению экологически значимой информации возлагается как на государственную и муниципальную власть, так и на юридические лица. В этой связи важен вопрос компетенции органов и организаций. Особенно актуальна эта проблема в контексте обязанности юридических лиц. Судебная практика подчёркивает, что исходя из понимания экологической информации, юридические лица не должны предоставлять экологическую информацию любого рода. Юридические лица обязаны предоставлять информацию только тогда, когда негативное воздействие обусловлено их деятельностью.

Порядок реализации права граждан на экологически значимую информацию

Получить экологически значимую информацию граждане могут в общем порядке рассмотрения обращений граждан, путём направления соответствующего заявления в государственный орган, уполномоченный в сфере экологии, или местную администрацию. В субъектах действуют различно поименованные органы государственного экологического управления (департаменты, управления и т.п.). Срок рассмотрения обращения – 30 дней. Для юридических лиц срок законодательно не установлен. Однако представляется, что он должен быть аналогичным.

Ответственность за неисполнение обязанности по предоставлению информации  

Неисполнение обязанности по ответу на запрос преследуется как в рамках административного (ст. 5. 39, 8.5 КоАП РФ), так и уголовного законодательства. (ст.ст. 140, 237 УК РФ). Кроме того, одинаково наказуемо и предоставление сфальсифицированных данных. При этом ключевым вопросом является  наличие или отсутствие у лица обязанности по предоставлению соответствующих сведений, что напрямую зависит от толкования понятия «экологическая информация». Кроме того, оцениваются последствия непредоставления такой информации. К сожалению, нередки случаи признания таких деяний малозначительными, что, безусловно, стимулирует органы и организации к игнорированию обращений граждан. Однако тенденция последних лет по ужесточению наказаний за экологические правонарушения позволяет надеяться на совершенствование законодательства, касающегося прав на экологическую информацию.